«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 22 орта мектебі» ММ-сі
ГУ «Средняя школа № 22отдела образования акимата г. Костаная»
Применение программы 7 модулей для совершенствования профессиональной деятельности
руководитель ШМК ОГН
Васильева О.М.
Дай человеку рыбу, и ты накормишь его на целый день.
Научи его ловить рыбу — и ты накормишь его на всю жизнь.
|
Лао-Цзы
|
Имея опыт работы в школе, я долгое время считала, что моя педагогическая деятельность результативна и вполне эффективна. Так я думала буквально до первого дня обучения на трехмесячных курсах по Программе «НИШ». Оказывается, я ошибалась! Ранее я неоднократно слышала о курсах, видела фрагменты уроков, которые меня очень заинтриговали, все это явилось мощнейшим стимулом для обучения.
Основная идея данной Программы – совершенствование процессов преподавания и обучения на основе внедрения в школьную практику концептуальных идей уровневых программ, внедрения новых стратегий и технологий обучения, информатизации образовательной деятельности педагогов, обеспечения доступа к мировым банкам знаний и библиотекам, что существенно повлияет на повышение качества образования и развития профессиональной компетенции учителя.
В процессе повышения квалификации учитель планирует свое собственное развитие как личности и профессионала, усовершенствует практическую деятельность и осуществляет активное вовлечение в процесс обучения всех субъектов образовательной среды.
Данные курсы начались 09.09.13 продолжительность освоения Программы – три месяца, дифференцированные на три этапа обучения:
Первый этап – «Лицом к лицу» (аудиторное обучение; четыре недели).
Второй этап – «Практика в школе» (асинхронное обучение; четыре недели).
Третий этап – «Лицом к лицу» (аудиторное обучение; четыре недели).
И вот я уже на первом занятии. Душа, глаза и сердце открыты для нового, неизвестного. Изучив теорию Шульмана, утвердилась во мнении, что у настоящего учителя должно быть большое сердце, умная голова и твердая рука для оказания помощи. Все эти качества стремились в нас развить наши тренеры. Разнообразные формы деления на группы активизировали мышление. Для лучшего усвоения материала вела рефлексивный дневник, который содержит всю переработанную и проанализированную мною информацию каждого дня.
При изучении первого этапа курсов «Лицом к лицу» получила весь спектр тех основ преподавания, которые просто необходимы в современной школе. Большой объем материала позволил мне увидеть во всех семи модулях программы зерно улучшения качества образования. А чтобы это зернышко дало ростки, непременно на практике буду внедрять идеи модулей.
На первом этапе выполнялись такие задания:
-
Изучение материалов о том, как происходит процесс обучения и что представляет собой качественное преподавание.
-
Проанализированы свои знания и убеждения о процессах преподавания и обучения и подвергнуты сомнению неоспоримость укоренившихся стереотипов в данной сфере.
-
Участие в активном обучении, моделируя способы работы в классах, что предполагает: совместную групповую работу, обсуждения, презентации и индивидуальные исследования.
-
Изучение новых подходов в обучении и преподавании в контексте семи модулей Программы:
Новые подходы в преподавании и обучении
* «Создание коллаборативной среды, способствует созданию атмосферы сотрудничества, положительного настроя.
*«Обучение через диалог» «Дети являются активными обучающимися, которые формируют своё мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Mercer,1995; Alexander,2008)» (Руководство для учителя. стр.116).
Я считаю, что передача знаний от учителя к ученику не достаточно эффективны в сравнении с обучением при помощи диалога. Общение в группе или паре позволяет учащимся разного типа мышления свободно общаться и высказывать свои предположения, мысли. Поэтому при планировании своих уроков я буду разрабатывать задания для парной и групповой работы, благодаря которым будет происходить взаимообучение. Обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление.
*«Обучение тому, как учиться» согласуется с вопросами, касающимися того, как учащимся можно понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно. т.к. саморегуляция является процессом, где «ученики развивают способность к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения посредством процесса метапознания» (Руководство для учителя. стр.149).
«Обучение критическому мышлению»
КМ исследуется на протяжении всей Программы в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у преподавателей. Оба процесса взаимосвязаны, и Программа направлена на их развитие. КМ учащихся представляет способствовать к синтезированию информаций и идей; способностью к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей; умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. (Руководство учителя, стр.117)
Использование ИКТ в преподавании и обучении
Использование ИКТ в преподавании позволит учащимся наглядно увидеть, услышать, оценить себя и других, стать уверенными и критичными пользователями информационных технологий для работы, отдыха и общения.
Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», предполагает такие процессы оценивания как: наблюдение, интерпретация полученных данных и заключение для определения дальнейших действий (Руководство для учителя, стр.162).
При планировании уроков я планирую продумать критерии оценивания достижений учащихся для повышения их мотивации, для снятия эмоционального негатива с оценки. Я убеждена в том, что оно помогает систематизировать, углубить, закрепить знания учащихся. На своих уроках планирую использовать ряд стратегий оценивания, включая формативное само и взаимооценивание, а также суммативное. Так как оценивание необходимо для того, чтобы обучить учеников тому, как учиться.
«Обучение талантливых и одарённых учеников»
Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в процессе обучения. В настоящее время проводится ряд региональных, национальных и международных конкурсов и программ, которые выявляют и поощряют высокие достижения учеников в системе образования. Однако существует мнение, согласно которому конкурсные структуры не являются эффективной формой развития талантов и способностей, реализации потенциала всех учеников. В Программе отдано предпочтение более инклюзивным подходам для совершенствования процесса обучения талантливых и одарённых учеников.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Данный модуль тесно связан с предыдущим модулем – «Обучение талантливых и одарённых учеников» - поскольку, аналогично с ним, согласован с вопросами дифференцированного обучения, направленного на удовлетворение потребностей учащихся. В месте с тем, данный модуль актуален в контексте тех этапов развития учеников, которые определяют степень доступности обучения и, таким образом, взаимосвязан с модулем «Новые подходы в преподавании и обучении».
В модуле «Управление и лидерство в обучении» лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию, которое прослеживается при планировании серии последовательных уроков.
На втором:
-
Проведены черты последовательных уроков и систематизированы материалы обучения учеников на данных уроках.
-
Выполнены восемь заданий в период практики в школе, направленных на изучение и апробацию ключевых идей Программы в школьных условиях.
-
Проанализированы внедрение ключевых идей Программы в свою практику преподавания и обучения.
-
Выполнялась работа по формированию своего портфолио на основе проведённого рефлексивного анализа.
На третьем этапе:
-
Закреплялось, и усовершенствовались знания, приобретённые в период первого этапа «Лицом к лицу» посредством рефлексии и обсуждения заданий, выполненных в период этапа «Практика в школе».
-
Предоставлялись групповые презентации, подтверждающие приобретённые знания.
-
Производилось самооценивание и взаимооценивание первичного варианта содержания портфолио.
-
Завершалась работа над портфолио для суммативного оценивания.
-
Производилось взаимооценивание и составлялись комментарии по представленным презентациям.
-
Завершалась презентация для суммативного оценивания.
-
Производилось суммативное оценивание презентаций.
Изучение нового материала посредством критического мышления, способствовало лучшему усвоению тем. Выполнение самых неординарных и творческих заданий, опыт общения с креативными людьми, настоящими профессионалами своего дела, умение нестандартно подойти ко многим темам - вот что дали мне эти курсы. Надеюсь, что после их прохождения, в моем «арсенале» будет весомый багаж знаний, который я приобрету во время обучения. Самое главное я поняла, что уже не хочется возвращаться назад к старым методам. Народная мудрость гласит «Дорогу осилит идущий» и я эту нелегкую дорогу очень хочу осилить.
В своем послании к школьникам Казахстана наш Президент Назарбаев Н.А. произнес такие слова «Знания, полученные сегодня Вами, станут Вашим богатством». Думаю, что эти слова как нельзя, кстати, относятся и к нашему обучению на данных курсах.
|